новости о кафедре фотогалерея сотрудничество
и международные связи
контакты

студентам (расписание, к семинарам, к экзаменам)

Вопросы к экзамену по курсу "Общая психология"

Вопросы к экзаменам 1-й семестр

1.        Психология: житейское знание, наука, культура, ремесло. Психология в системе гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Современное значение психологии: практическое, теоретическое, мировоззренческое. Привести примеры психологических исследований, повлиявших на производство, культуру, образование и общественную жизнь.

2.        Основные этапы становления психологии как науки. Основные отрасли психологического знания.

3.        Развитие представлений о психике в философии (основные этапы).

4.        Объект и предмет психологии. Критический обзор традиционных представлений о предмете психологии.

5.        Формирование экспериментальной психологии.

6.        Проблема метода исследования в психологии.

7.        Ассоцианизм. Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования.

8.        Бихевиоризм. Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования.

9.        Необихевиоризм. Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования.

10.    Психоанализ. Краткая история возникновения и развития, используемые методы, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере медицины и культуры.

11.    Неопсихоанализ. Краткая история возникновения и развития, используемые методы, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере медицины и культуры.

12.    Гештальт-психология. Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования.

13.    Теория Ж.Пиаже. Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования.

14.    Когнитивная психология. Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования и техники.

15.    Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования.

16.    Теория деятельности. Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования.

17.    Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина. Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования.

18.    Антропогенез: основные этапы и качественные скачки. Анатомические, физиологические и психологические результаты антропогенеза.

19.    Инстинкт, навык и интеллект у животных. Роль ориентировочной деятельности в процессе образования навыков у животных. Основные результаты исследования разумного решения задач животными.

20.    Естественнонаучные представления о психике. Психика как особое свойство высокоорганизованной материи. Психика и мозг.

21.    Органическое и социальное у человека. Организм, индивид, личность. Понятия “инстинкт”, “рефлекс” и “реакция” в приложении к человеку.

22.    Особенности мышления первобытных народов. “Пралогическое” мышление в психологических исследованиях. Что определяет мышление наших современников?

23.    Теории психического развития человека. Периодизация психического развития. В чем состоит общность столь внешне непохожих теории “чистой доски”, теории конвергенции и теории преформизма в интерпретации онтогенеза.

24.    Понятие “деятельность”. Основные характеристики деятельности: структура, функции, генезис.

25.    Потребности и мотивы человека. Мотивационная структура личности.

 

Вопросы к экзаменам 2-й семестр

               1.  Феноменология и экспериментальные исследования восприятия. Основные теории восприятия (гештальт-психология, теория “бессознательных умозаключений” Г.Гельмгольца, концепция Дж.Гибсона, теория деятельности).

               2.  Основные направления экспериментальных исследований ключевых феноменов восприятия. Исследование сенсорных качеств (ощущений). Психофизика Г. Фехнера. Пороги ощущений. Закон Бугера-Вебера. Теория обнаружения сигналов.

               3.  Развитие психофизики от Г. Фехнера до Дж. Гибсона. Исследование субъективных шкал. Восприятие формы, третьего измерения и движения. Исследования восприятия формы в гештальтпсихологии.

               4.  Законы перцептивной организации. Феноменальные характеристики фигуры и фона. Признаки удаленности и глубины.

               5.  Кросскультурные исследования восприятия. Особенности восприятия двумерных изображений в отдельных культурах. Исследование установок в восприятии.

               6.  Феноменология и свойства внимания. Теории внимания (В.Вундт, интроспекционизм Титченера, концепция Т.Рибо, гештальт-психология, культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, концепция П.Я.Гальперина). Виды внимания.

               7.  Роль средств в организации произвольного внимания. Методика двойной стимуляции при анализе опосредствованных форм внимания. Экспериментальные исследования внимания. Внимание и деятельность.

               8.  Феноменология памяти (кривые запоминания, реминисценция, эффекты: Бэлларда, Уорда-Ховленда, фон Ресторф). Виды памяти. Экспериментальные исследования памяти.

               9.  Теории памяти (ассоцианизм, психоанализ, гештальт-психология, когнитивная психология, теория деятельности).

           10.  Феноменология мышления. Виды мышления. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Особенности теоретического и эмпирического мышления. Аутистическое, эгоцентрическое и реалистическое мышление. Творческое и нетворческое мышление.

           11.  Экспериментальные исследования мышления. Теории мышления (гештальт-психология, теория К.Левина, генетическая эпистемология Ж.Пиаже, концепция Л.С.Выготского).

           12.  Мышление и речь. Виды речи. Развитие речи.

           13.  Психология творческого мышления (экспериментальные исследования, теории).

           14.  Принцип развития в психологии мышления. Развитие мышления в филогенезе. Основные направления исследований мышления животных.

           15.  Развитие мышления в антропогенезе. Первобытное мышление. Кросскультурные исследования мышления. Основные стадии развития мышления в онтогенезе.

           16.  Психологический анализ речи. Виды и функции речи. Теории порождения и восприятия речи. Развитие речи в онтогенезе.

           17.  Мотивы, потребности, эмоции. Теории мотивации. Экспериментальные исследования мотивации.

           18.  Основные подходы к изучению мотивации. Специфика исследования мотивации в бихевиоризме, психоанализе, гештальтпсихологии, гуманистической психологии, современной позитивистской психологии: основные понятия, принципы, представления о механизмах, методы исследования. Проблема мотивации в психологии деятельности.

           19.  Теории эмоций. Экспериментальные исследования эмоций.

           20.  Общая характеристика психологии эмоций. Состояние психологии эмоций. Основные проблемы психологии эмоций. Проблема критерия эмоционального. Функции эмоций. Специфика психического отражения в эмоциях.

           21.  Воля. Феноменология волевого и безвольного поведения. Произвольность и непроизвольность деятельности. Формирование воли.

           22.  Воображение. Феноменология и становление воображения в онтогенезе.

           23.  Личность. Теории личности (психоаналитические, гештальт-психологические, персонализм, теория деятельности).

           24.  Методы исследования личности. Экспериментальные исследования личности.

           25.  Социальные условия и движущие силы развития личности. Понятие социальной ситуации развития личности. Роль социализации в формировании личности. Интериоризация как механизм социализации (П. Жане, Л. С. Выготский). Стадии процесса социализации, институты социализации. Понятие о росте, формировании и развитии.

           26.  Понятие установки (Д. Н. Узнадзе). Соотношение осознаваемых и неосознаваемых процессов в регуляции деятельности.

 

Вопросы к экзаменам. 3-й семестр

1.        Предмет и задачи исследования психологии мышления. Роль мышления в жизни и деятельности человека, в развитии культуры и цивилизации.

2.        Психоаналитическая интерпретация мышления. Мышление как процесс согласования требований принципа удовольствия и принципа реальности. Проблема мотивации мышления. Участие защитных механизмов в искажении процесса и результатов мышления. Особые продукты мышления — мотивировки и рационализации.

3.        Развитие представлений о мышлении в рамках философии, религии и искусства.

4.        Творческое мышление и художественное творчество с позиций психоанализа. Сублимация либидозных и агрессивных тенденций — источник направленности мышления творческой личности (Ф.М.Достоевский и Леонардо да Винчи). Остроумие как форма иррационального мышления.

5.        Взаимоотношение наук, изучающих мышление: логики, физиологии, педагогики, «искусственного интеллекта». Специфика психологического изучения мышления.

6.        Концепция «проб и ошибок» и мышление. Мышление и научение. Значение подкрепления для эффективного мышления. Мышление и речь: бихевиористский вариант решения проблемы.

7.        Общая характеристика мышления. Мышление как процесс постановки и решения задач. Мышление как принятие решений. Мышление как процесс понимания.

8.        Изучение мышления с позиций гештальтпсихологии. Продуктивное мышление — новый объект исследований (М.Вертгеймер, В.Келер, К.Дункер). Метод «рассуждения вслух». Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи.

9.        Основные проблемы психологии мышления. Соотношение понятий «мышление» и «ум», «мудрость», «рассудок», «разум», «интеллект».

10.    Концепция мышления в вюрцбургской школе (О.Кюльпе, Н.Ах, К.Марбе).

11.    Объектная и субъектная детерминация процесса мышления. Ошибки мышления.

12.    Развитие речи в онтогенезе.

13.    Нарушения и аномалии мышления.

14.    Исследования мышления в необихевиоризме. «Промежуточные переменные» в регуляции мышления — цели, планы, значения, когнитивные схемы.

15.    Типы задач и виды мышления. Задача как объект мышления. Соотношение понятий «задача», «проблема» и «проблемная ситуация».

16.    Язык и речь. Логоцентричность культуры. Науки о языке (лингвистика, филология, психолингвистика, структурная лингвистика, сравнительное языкознание, герменевтика, семиотика, семантика, прагматика, философия, мифология).

17.    Характеристика и сравнение видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное, дискурсивное (логико-понятийное) мышление; образное, визуальное и пространственное мышление; практическое и теоретическое; продуктивное и репродуктивное мышление.

18.    Мышление как система обработки информации (А.Ньюэлл, Г.Саймон, М.Минский). Понятие стратегии.

19.    Характеристика и сравнение видов мышления: творческое и шаблонное; творческое и критическое; интуитивное и аналитическое (дискурсивное); аутистическое, эгоцентрическое и реалистическое; архаическое и мифологическое; мышление научное, техническое и художественное.

20.    Методы исследования мышления.

21.    Основные подходы и теории в психологии мышления.

22.    Генетическая эпистемология Ж.Пиаже. Понятие когнитивной схемы. Процессы ассимиляции и аккомодации.

23.    Мышление как познавательный процесс. Продуктивные и репродуктивные формы интеллектуальной деятельности. Критерии творческого мышления. Воображение и творческое мышление. Экспериментальное изучение условий возникновения «инсайта» с применением метода подсказки (Ю.Б.Гиппенрейтер, Я.А.Пономарев).

24.    Порождение и понимание речи (Н.Хомский: концепция генеративной грамматики). Психологический анализ речи. Теории порождения и восприятия речи.

25.    Мышление как форма ориентировочно-исследовательской деятельности (П.Я.Гальперин). Умственное действие, его виды и характеристики, типы ориентировочной основы. Формирование умственных действий и развитие мышления.

26.    Психосемантические исследования структуры сознания. Методы изучения структуры значений. Современные исследования понятийного мышления.

27.    Индивидуальные особенности и типы мышления: а) когнитивный стиль личности и индивидуальный стиль мыслительной деятельности: параметры и методы диагностики; б) типологические подходы к классификации «мыслящих личностей».

28.    Исследования мышления с позиций деятельностного подхода. Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к изучению мышлению. Мотивационная регуляция мышления. Внешняя и внутренняя мотивация.

29.    Эмоции и мышление. Закономерности эмоциональной регуляции мыслительной деятельности.

30.    Биологическая предыстория мышления человека. Развитие мышления в филогенезе.

31.    Интеллектуальная стадия в развитии психики. Основные направления исследования интеллекта животных. Развитие мышления в антропогенезе.

32.    Культурно-историческая концепция развития мышления человека.

33.    Психологическая характеристика «первобытного», архаического мышления. Специфика «античного» и «средневекового» мышления. Мышление и внушение.

34.    Сравнительная характеристика мышления в разных культурах: кросскультурные исследования.

35.    Онтогенетическое развитие мышления и речи.

36.    Язык, речь, сознание и мышление. Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности, ее эмпирические подтверждения.

37.    Стадии развития интеллекта (концепция Ж.Пиаже).

38.    Экспериментальные психологические исследования речи.

39.    Исследования развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления ребенка.

40.    Воображение: основные концепции, понятия и эмпирические исследования в психологии.

41.    Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи. Генетические корни мышления и речи. Значение слова как единство общения и обобщения.

42.    Множественность критериев классификации видов мышления: генетический критерий, предметный критерий, операциональный критерий, критерий рефлексии.

43.    Эгоцентрическая и внутренняя речь: полемика Л.С.Выготского и Ж.Пиаже о структуре, функциях и судьбе эгоцентрической речи.

44.    «Теория комплексов» О.Зельца.

45.    Основные этапы развития понятий по Л.С.Выготскому: синкреты, комплексы, псевдопонятия, потенциальные и истинные понятия. Развитие научных и житейских понятий.

46.    Основные тестологические подходы к изучению интеллекта. Роль наследственных и социальных факторов в развитии интеллекта. Структура интеллекта и проблема его измерения. Понятие «коэффициент интеллекта» (IQ). Диагностические возможности интеллектуальных тестов.

47.    Виды, формы и функции речи.

48.    Роль установок в регуляции мышления.

Вопросы к экзаменам. 4 семестр

1.        История и современное состояние психологии мотивации. Основные проблемы и понятия психологии мотивации.

2.        Потребность. Историческая природа потребностей человека. Мотив как результат опредмечивания потребностей. Актуальное и потенциальное состояние потребностей. Мотивы и установки. Потребности и эмоции.

3.        Основные подходы к изучению мотивации. Специфика исследования мотивации в бихевиоризме, психоанализе, гештальтпсихологии, гуманистической психологии, современной позитивистской психологии: основные понятия, принципы, представления о механизмах, методы исследования.

4.        Проблема мотивации в психологии деятельности.

5.        Развитие мотивационной сферы человека. Специфика мотивационной сферы человека. Социальная детерминированность и опосредствованность мотивации человека. Основные этапы развития мотивационной сферы человека.

6.        Понятия ведущей деятельности и ведущей мотивации. Смена ведущей мотивации и кризисы детского возраста (Д.Б. Эльконин).

7.        Механизмы формирования мотивации. «Сдвиг мотива на цель». Полимотивированность деятельности. Мотивационная сфера личности. Иерархическое строение мотивационной сферы личности.

8.        Влияние мотивации на продуктивность и качество деятельности.

9.        Проблема стресса.

10.    Понятие оптимума мотивации. Закон Йеркса-Додсона.

11.    Общая характеристика психологии эмоций. Состояние психологии эмоций. Основные проблемы психологии эмоций.

12.    Функции эмоций. Специфика психического отражения в эмоциях.

13.    Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Основные тенденции в интерпретации эмоций, характеристика эмоций.

14.    Физиологические теории эмоций. Современные зарубежные концепции эмоций. Развитие представлений об эмоциях в отечественной психологии.

15.    Разновидности эмоциональных явлений. Возможные основания классификации эмоций. Отличительные признаки аффекта.

16.    Эмоциональные состояния, их экспериментальное изучение. Выражение эмоций.

17.    Понятие «личность». Многозначность понятия личности в современной психологии.

18.    Структурный и генетический аспекты анализа личности. Личность как «система мотивов». Личность как «самосознание». Личность как способность к творческим проявлениям. Личность как способность к нравственному деянию.

19.    Генезис и движущие силы развития личности. Индивид и личность.

20.    Социальные условия и движущие силы развития личности. Понятие социальной ситуации развития личности (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович). Роль социализации в формировании личности.

21.    Интериоризация как механизм социализации (П.Жане, Л.С.Выготский). Стадии процесса социализации, институты социализации. Понятие о росте, формировании и развитии.

22.    Развитие личности. Объективный и субъективный подходы к выделению движущих сил развития личности.

23.    Активность субъекта как движущая сила развития личности в рамках деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Периодизация развития личности.

24.    Структура личности. Принцип анализа по «элементам» и принцип анализа по «единицам» как общие принципы структурирования психических образований (Л. С. Выготский).

25.    Представления о структуре личности в психоанализе.

26.    Методы экспериментального исследования личности.

27.    Методы исследования личности в концепции К. Левина.

28.    Принцип проекции и основные проективные методы исследования личности.

29.    Клинические и социально-психологические методы воздействия на личность.

30.    Структура личности в классическом психоанализе З.Фрейда. Развитие этих представлений в психологии К. Г. Юнга.

31.    Модификация идей классического психоанализа в теориях А. Адлера, Э. Фромма, Г. Салливена, К.Хорни.

32.    Эпигенетическая теория личности Э. Эриксона.

33.    Тенденции к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности в теориях А.Маслоу и Г.Олпорта.

34.    Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию как движущая сила развития личности (В.Франкл, К.Роджерс).

35.    Развитие личности как субъекта нравственного действия (Ж. Пиаже, Л. Колберг).

36.    Личность и индивидуальность Понятие индивидуальности. Индивидуальное и всеобщее.

37.    Клинический подход к изучению индивидуального характера. Акцентуированная черта как основа классификации характеров в концепции К. Леонгарда.

38.    Типология характеров в работах П.Б.Ганнушкина и А.Е.Личко. Аналитический подход к типологии характеров (А.Ф.Лазурский).

39.    Характер и темперамент.

40.    Понятие о способностях. Общие и специальные способности (взгляды Б.М.Теплова, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова).

41.    Проблема мотивации в концепции планомерно-поэтапного формирования.

42.    Аномальное развитие мотивации и эмоций.

43.    Проблема аффекта и интеллекта в психологии.

44.    Эмоциональное развитие личности: норма и аномалии.

 

Войдите в систему, чтобы комментировать