новости о кафедре фотогалерея сотрудничество
и международные связи
контакты

студентам (расписание, к семинарам, к экзаменам)

Вопросы к экзамену к курсу "ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"

1.            История детства. Этнография, искусство и литература о детстве как социально-историческом феномене.|

2.            Детство как предмет науки. Историческое изменение предмета науки о ребенке - переход от феноменологии к причинному объяснению явлений развития. Историческое возникновение возрастной психологии.

3.            Предмет и задачи возрастной психологии. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология подросткового возраста и юности, психология зрелости, психологии старения и старости.

4.            Психология развития, генетическая психология, детская психология и возрастная психология. Определение понятия «развитие». Конвенция ЮНЕСКО о правах ребенка и ее историческое значение.

5.            Стратегия наблюдения, требования к наблюдению, особенности его использования в возрастной психологии, виды наблюдения: родительские дневники, особенности объективного наблюдения. Особенности кросскультурных исследований.

6.            Критика биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка. Концепция рекапитуляции (Ст.Холл).

7.            Теория преформизма. Биологическое созревание как процесс, детерминирующий последовательность и содержание стадий развития. Теория трех ступеней К. Бюлера.

8.            Нормативный подход к развитию психики ребенка. Закон затухания темпа психического развития (А.Гезелл, А.Бине, Л.Термен).

9.            Проблема развития поведения в бихевиоризме и необихевиоризме (Д.Уотсон, Э.Торндайк, К.Халл, Б.Скиннер). Законы научения и законы развития. Роль среды в психическом развитии.

10.          Эволюция теории социального научения и основные направления экспериментальных исследований (А.Бандура, Р.Уолтерс).

11.          Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка (В.Штерн).

12.          Теории социального научения. Н.Миллер и Дж.Доллард. 

13.          Воспитание и развитие в концепции Р.Сирса. 

14.          Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения в подходе Б.Скиннера.

15.          А.Бандура о роли подражания в формировании нового поведения.

16.          Семья как фактор развития поведения ребенка в модели У.Бронфенбреннера.

17.          Концепция психического развития ребенка А. Валлона.

18.          Проблема развития личности в онтогенезе в психоанализе. Проблема движущих сил психического развития ребенка в классическом психоанализе (З.Фрейд).Структура личности. Стадии психосексуального развития личности.

19.          Психоанализ детства (М.Клейн, А.Фрейд, Д.Винникотт). Развитие Эго и защитные механизмы личности. Понятие социализации личности.

20.          Эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона. Понятие идентичности. Стадии психосоциального развития личности. Ритуализация как форма преодоления психосоциальных кризисов личности.

21.          Развитие интеллекта в концепции Ж.Пиаже.

22.          Критика Л.С.Выготским интерпретации феномена эгоцентрической речи Ж.Пиаже. Учение Ж. Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка. Развитие операционального интеллекта в концепции Пиаже.

23.          Стадии интеллектуального развития, их характеристика. Феномен сохранения. Социальные факторы развития интеллекта.

24.          Культурно-исторический подход в психологии развития и возрастной психологии.

25.          Концепция культурно-исторического развития психики человека Л.С.Выготского.

26.          Учение о предмете и методе исследования развития. Понятие психологического возраста как единицы анализа развития. Структура и динамика возраста.

27.          Понятие «социальной ситуации развития». Психологические новообразования как особые типы строения личности и ее деятельности, впервые возникающие на данной стадии развития. Динамика психического развития как чередование стабильных и критических (кризисов) периодов развития. Возрастные кризисы, их характеристика и значение.

28.          Понятие высших психических функций. Специфика психического развития человека в онтогенезе.

29.          Проблема движущих сил психического развития ребенка в отечественной психологии.

30.          Проблема периодизации психического развития в онтогенезе. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

31.          Проблема периодизации психического развития в зарубежной психологии (А-Гезелл, Ст.Холл, К.Бюлер, Э.Эриксон, Ж.Пиаже).

32.          Проблема периодизации психического развития в трудах Д.Б.Эльконина. Закон периодичности развития.

33.          Общая характеристика новорожденности как кризисного периода в развитии. Особенности перехода от пренатального периода к постнатальному детству. Характер ранних реакций.

34.          Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. Проблема формирования первой социальной потребности ребенка - потребности в общении. «Комплекс оживления»: условия возникновения, структура и генезис, значение для психического развития ребенка.

35.          Особенности соотношения развития сенсорики и моторики в период раннего и позднего младенчества, его значение.

36.          |Акт хватания. Стадии развития манипуляций с предметом в младенческом возрасте. Развитие позовых и локомоторных движений.

37.          Особенности понимания речи и развитие предпосылок активной речи (гуканье, гуление, лепет) для развития активной речи. Автономная речь, ходьба и гипобулические реакции как новообразования кризиса одного года.

38.          Социальная ситуация развития в раннем детстве: усложнение видов деятельности и форм общения. Предметно-орудийная деятельность - ведущая деятельность ребенка раннего возраста.

39.          Качественные отличия орудийных действий ребенка от орудийных действий высших приматов. Основные закономерности и стадии развития предметно-орудийных действий в раннем возрасте (Л.С. Выгосткий, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин).

40.          Основные закономерности развития восприятия и памяти в раннем детстве.

49.          Особенности и закономерности развития первых детских обобщений и суждений (Л.С. Выготский, И.Х. Швачкин).

41.          Особенности развития понимания речи, периоды развития речи (Ч. Дарвин, В. Штерн, Ж. Пиаже,  Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

42.          Кризис трех лет. Причины, феноменология, психологическое значение и пути разрешения кризиса.

43.          Теории детской игры в зарубежной психологии (Г. Спенсер, К. Гросс, К. Бюллер, В. Штерн, Ф. Бойтендайк, Ж. Пиаже) и психоанализе.

44. Развитие мышления в дошкольном возрасте.

45. Проблема игровой деятельности в отечественной психологии

46.          Социально-исторический характер происхождения, содержания и функций игры в социогенезе и онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

47.          Структура игры. Роль и правило.

48.          Проблема замещения в игре. Реальные и игровые отношения детей в игре.

49.          Виды игр (предметные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, игры с правилами). Уровни развития сюжетно-ролевой игры (Д.Б. Эльконин).

50.          Другие виды деятельности дошкольника.

Войдите в систему, чтобы комментировать