новости о кафедре фотогалерея сотрудничество
и международные связи
контакты

учебно-методическая деятельность (учебные планы, рабочие программы, отчеты)

Для создания концепции клинико-психологического образования в университете была обозначена система формируемых понятий, проведен анализ предметного содержания деятельности профессионального психолога (в том числе работающего по профилю клинического психолога), представлена система профессиональных задач и возможностей работы клинического психолога в различных областях промышленности, науки, культуры, образования и медицины, намечена в конечном итоге модель специалиста. Ориентировочно (предварительно) деятельность психолога может быть представлена как исследовательская, преподавательская и «практическая». Разумеется, все они глубоко связаны, так что следует говорить только об их относительном различии, соответственно, и в учебном курсе движение в этих видах деятельности начинается почти одновременно. Интересно то (и в этом заключена своя психологическая правда), что последовательные и многократные переходы по этим направлениям движения способствуют не только более глубокому освоению каждого из них, но и постижению общей карты профессии, а также личностному становлению студентов.

Общую задачу кафедры возможно представить как подготовку высококвалифицированных, теоретически оснащенных и практически ориентированных к решению широкого спектра задач в сфере клинической психологии специалистов по специальности 030302.65 «Клиническая психология»; в настоящее время на кафедре существуют две формы подготовки: очная (бюджетная) и очно-заочная (внебюджетная) на базе высшего и неоконченного высшего образования

Методическая работа, внедрение инноваций являются сильной стороной кафедры. Сотрудники кафедры (в том числе совместители и почасовики) являются авторами более 20 учебников и учебных пособий по различным разделам психологии. Кафедрой разработаны оригинальные программы («Основы психологической герменевтики», «Основы клинико-психологической герменевтики» и др.) и реализованы высокоэффективные формы подготовки и самостоятельной работы студентов (в частности: прием монографий, проведение практикумов по специальности в условиях естественного эксперимента и др.). Отличительной чертой нашего подхода к обучению является основательное личностное развитие студентов в условиях глубокого ознакомления с мировой художественной культурой и искусством (существует специально подобранная видеотека, студенты пишут эссе по фильмам, имеющим психологическое содержание, и др.).

Эффективной и оригинальной формой учебной работы является анализ психологических монографий — проработка студентами совместно с преподавателем детальных аспектов концепции, авторской позиции, точки зрения. Каждый семестр, начиная с первого, студентам объявляются 12 монографий, а затем в рамках семинаров «малых» групп (до 15 человек) проводится обсуждение данных работ. Достоинство данной формы учебной работы состоит в том, что не частично, но в полной объеме авторской позиции рассматриваются теоретические, экспериментальные и методические вопросы соответствующих концепций.

В качестве весьма эффективного средства активизации учебной работы студентов используется такая форма самостоятельной деятельности как решение психологических задач. К настоящему времени существуют уже три сборника задач (всего 450 задач), которые прошли достаточно широкую апробацию. Содержание задач составляют, как правило, «вечные» психологические проблемы, выработать отношение к средствам решения которых необходимо еще в вузе. В течение семестра студенты должны подготовить решение 10-12 задач, в качестве текущего контроля произвести решение еще 5-10 задач. Необходимо отметить, что данная форма оказывается довольно продуктивной, поскольку наряду с развитием эпистолярных возможностей студентов происходит также формирование необходимой профессиональной децентрации, способствующей в конечном счете развитию дивергентного мышления. В качестве содержания задач в каждом учебном семестре до 5-го курса используются задания на подготовку психологических эссе по художественным, документальным и биографическим фильмам (классике мирового кинематографа).

В учебном курсе подготовки психологов активно используются тренинговые и видеотренинговые формы проведения занятий (по курсам «Психология индивидуального имиджа», «Психология общения», «Подростковый тренинг», «Практикум по диагностике детского развития» и др.).

Одним из элементов системы практических занятий являются семинары по ряду курсов, как общих, так и клинических дисциплин («Общая психология», «Возрастная психология», «История психологии», «Педагогическая психология», «Нейропсихология», «Патопсихология», «Психология телесности» и др.), которые проводятся по схемам брейнсторминга и синектики. В ходе этих занятий студенты имеют возможность не только подробно изучить лекционные темы, но и представить на групповое обсуждение собственные размышления, отвечающие тематике семинарского занятия, вступить в спор со студентами, которые имеют другие точки зрения, касающиеся данной проблематики.

Наиболее важной частью системы практических занятий выступают психологические практикумы. В течение учебного года студенты разных курсов имеют возможность провести от восьми до двенадцати общих и клинических практикумов. Логика задаваемых практикумов диктуется необходимостью соединить теоретические знания, получаемые в течение обучения, с работой на практике, при «живом» взаимодействии психолога-экспериментатора, а затем клинического психолога и психолога-консультанта с подопечным, испытуемым. Данная форма работы способствует становлению психолога-профессионала уже с первого года обучения. Практикумы принимаются в виде письменного отчета с приложением, в зависимости от рода практикума, протоколов экспериментального исследования или клинико-психологического обследования с подробным обсуждением результатов. На заключительном занятии, которое проходит после проделанной работы, кроме обсуждения индивидуальных результатов, каждый из студентов, по договоренности, имеет возможность выступить в качестве обобщителя, предварительно обработав результаты, полученные его коллегами. Практикумы, начиная с первого курса, проводятся на базах кафедры, что позволяет максимально приблизить учебную работу студентов к реальным практическим задачам, решаемым клиническими психологами в своей повседневной практике.

Кроме психологических практикумов общего направления существуют «спецпрактикумы» по возрастному, семейному консультированию, методике преподавания психологии, формированию продуктивной деятельности («Стихосложение», «Архитектурная Русь», «Сказка»), детской клинической патопсихологии, психологии телесности, геронтопсихологии, которые проводятся в ходе курсов данных дисциплин. Так, например, отработка ряда заданий по курсу «Практикум по методике преподавания психологии» проводится в форме апробации лекционной и семинарской форм преподавания на своей группе с последующим методическим разбором занятий и др.

В ходе проведения курсов «Введение в консультирование детского развития» и «Семейное консультирование» активно используется система супервизорства с последовательным анализом (обсуждением в микрогруппе) консультативного случая и формированием плана для последующей диагностической и коррекционной работы.

В практике подготовки используются разнообразные формы и методы контроля, соответствующие учебным задачам, стоящим при освоении тех или иных систем понятий или форм профессиональной психологической работы.

В систему текущего учебного контроля входят, например:

  • Выполнение задач из «Сборника задач по курсу «Психология». Данная форма является довольно репрезентативным методом контроля и практической работы, так как помогает не только выяснить существующий на данном этапе уровень профессионализма, но и позволяет обучить студентов способности рассуждать, грамотно выстраивать и оформлять свою мысль, доказывать свою точку зрения относительно существующей проблемы. Кроме того, задачи подобраны таким образом, что их выполнение совпадает с проблемным материалом, который рассматривается в текущих курсах.
  • Выполнение контрольных заданий по курсам нейро- и патопсихологии, нормальной возрастной и детской патопсихологии, педиатрии, клинике внутренних болезней, психоформакологии и др. Контрольные задания составлены таким образом, что при их выполнении студент должен разрешить проблему, поставленную и сформулированную в виде учебной задачи, для решения которой он должен быть ориентирован на весь цикл текущего и предыдущих курсов. Так, например, при выполнении контрольного задания по патопсихологии студент на основании протокола обследования больного должен обосновать дифференциальный диагноз, составить патопсихологическое заключение и т.д.
  • Написание сочинений по фильмам, несущим глубокую психологическую нагрузку. Данная форма контроля ориентирована на формирование у будущего специалиста навыков психологического анализа целостных жизненных ситуаций в концентрированном виде представленных в классике мирового кинематографа — в произведениях Ф. Феллини, И. Бергмана, П. Гринуэя, А. Тарковского, А. Куросавы и пр. Кроме того, подобные творческие задания позволяют приобщить студентов к мировой культуре и на практике освоить механизм влияния культурной среды на личность.

Войдите в систему, чтобы комментировать